Виртуальная
  Европа

Германия

|  Замки  |  Мозаика |  История  |  Национальная кухня   |  Статьи  |  

  Home - ГерманияСтатьи

Страны

 • Австрия
 • Албания
 • Андорра
 • Бельгия
 • Болгария
 • Босния и Герцеговина
 • Ватикан
 • Великобритания
 • Венгрия
 • Германия
 • Греция
 • Дания
 • Ирландия
 • Исландия
 • Испания
 • Италия
 • Латвия
 • Литва
 • Лихтенштейн
 • Люксембург
 • Македония
 • Мальта
 • Монако
 • Нидерланды
 • Норвегия
 • Польша
 • Португалия
 • Румыния
 • Сан-Марино
 • Сербия и Черногория
 • Словакия
 • Словения
 • Финляндия
 • Франция
 • Хорватия
 • Чехия
 • Швейцария
 • Швеция
 • Эстония
 
 

HotLog

 

Музей музыкальных инструментов в Маркнейкирхене.

В области Фогтланд, где вершины Рудных гор царапают небо, а пологие зеленые отроги словно переливаются один в другой, города похожи друг на друга тем, что дерзко пытаются расширить свое жизненное пространство за счет горных массивов - из долин они взбираются на склоны и горные уступы. Само движение транспорта по таким улицам на первый взгляд кажется немыслимым - однако же оно здесь довольно оживленное. 

Машины как-то ухитряются разворачиваться и совершать спуски и подъемы по крутым спинам мостовых, и пешеходы тоже чувствуют себя в безопасности… 

В горы "взбегают" не только маленькие разноцветные дома, но и богатые особняки, построенные в начале ХХ века. Здесь, в провинциальных Маркнейкирхене и Клигентале на каждую тысячу жителей в то время приходились … два миллионера! 


Здешнее Эльдорадо - это производство музыкальных инструментов, доходы от которого измерялись шести-семизначными числами. 

Не более полусотни марок стоил материал для флейты. А за готовый инструмент мировой рынок без всякого торга предлагал полторы тысячи. Кстати, и сегодня, после тяжких потрясений ХХ века, частные вклады в банки здесь - самые высокие в Восточной части Объединенной Германии. 

Вот уже триста лет в "Новой церкви Марка" и "Звенящей долине" - так переводятся названия городов - мастера создают волшебные флейты, гобои, валторны, скрипки, гармоники, клавесины. Во времена Моцарта это место было единственным, где можно было заказать инструменты для полного оркестра разом. 

Музей музыкальных инструментов в Маркнейкирхене разместился в типичном бюргерском двухэтажном доме с мансардой. У входа - памятник мастеру, создателю инструментов. Он сидит на табурете, в рабочем фартуке, волосы перехвачены тесьмой - и задумчиво смотрит на скрипку. То ли любуется делом своих рук, то ли размышляет, в чем добавить еще ту самую малость, которая сделает его инструмент самым прекрасным в мире. На плите памятника надпись: "1677 год. В Фогтланде началось промышленное производство музыкальных инструментов". 

Мастер совсем не безымянный. Совсем не плохо, что уходят в прошлое времена "не помнящих родства". Мастер с памятника - не забытый ремесленник в череде семей и поколений. Он - все мастера. 

Он - Филипп Хамиг, в XVIII веке ошеломивший музыкальный мир своими альтовыми флейтами и пикколо. Он - мейстер Майнель, родоначальник династии изготовителей кларнетов. Он - Эрнст Мориц Глиэр из Клигенталя, мастер по валторнам и предок Рейнгольда Глиэра, нашего соотечественника, композитора и музыканта. Он - Ханс Хойер, автор "хойер-горн", двойной валторны. Он - Хайнц Деллинг, кудесник, изготавливавший смычки для Давида Ойстраха. 

"Южноамериканское дерево, белый (обязательно белый!) конский волос из Монголии, немного серебра, слоновая кость плюс мастер Деллинг - вот так получается смычок для мастера Ойстраха…". И детская скрипка Ойстраха была из Маркнейкирхена - к сожалению, она утрачена, и имя изготовителя с нею. Но все равно - разве не эту самую детскую "половинку" не выпускает из рук бронзовый мастер? 

На стенде - не менее сотни скрипок, и на первый взгляд, отличия между ними неразличимы. Мастера же отличают каждую по времени создания и имени "родителя" и простаивают у стенда часами. Уже во времена Страдивари скрипка отлилась в законченную совершенную форму, но это вовсе не значит, что скрипичные мастера не ищут и не открывают все новые тайны благородного инструмента. 

Право же, штамп "традиции мастерства" бессилен - под традицией справедливо было бы понимать невероятно трудный сплав тончайшей добросовестности, филигранной ручной работы, безупречного "немецкого" качества, любви к музыке и своему делу… и все-таки дедовских секретов. 

А вот история совсем недавняя - аккордеоны, праздничные, парадные, удивительной роскоши и красоты. Двадцать таких инструментов изготовили в Клигентале после окончания второй мировой - в подарок советским воинам. Имя "Звенящая долина" - "Клигенталь" - идет ведь и от звона клинков знаменитых оружейных мастерских. Так было - наступал мир, и мечи символически "перековывали" на струны и трубы... 

Контрабас XVIII века - посмотреть на него приезжают представители серьезных киностудий мира - чтобы делать точные модели. Уцелел столь древний контрабас чудом - раньше он был в Дрезденском оркестре… Жемчужина коллекции - труба, изготовленная по "спецзаказу" Джузеппе Верди - для исполнения триумфального марша в "Аиде". Инструмент вернулся сюда уже в ХХ веке. 

И диковин, "кунштюков" в музее хоть отбавляй. Вот трость, с ней прогуливался какой-то франт - но палка палке рознь. Если снять незаметный футляр с этой, откроются клапаны, и палка превратится в громоздкую, но сладкозвучную флейту. Плеера-то у франта не было, хочешь слушать музыку во время прогулки - играй сам. 

Колоссальная коллекция народных инструментов - гусли и балалайки, волынки, варганы, укулеле, сазы… Есть столь древний бирманский музыкальный инструмент, что в нынешней Бирме нет ему ни копии, ни аналога. С трудом и сердечной болью отказали министерству культуры Бирмы в продаже - и изготовили три высококлассных действующих копии. 

Задача при создании музея ставилась самая практическая - гильдия ремесленников, выпускающих музыкальные инструменты, решила хранить здесь наглядные пособия для мастеров, их лучшие работы. Сюда приводили и приводят по сей день учеников, приходили и приходят сами мастера. Любой инструмент можно взять в руки, повертеть, потрогать, зарисовать. При наличии свидетельства о музыкальном образовании всякий посетитель может сыграть на любом из инструментов. Даже на новейшем электронном органе из Клигенталя, оснащенном столь грандиозной компьютерной поддержкой, что она сделала бы честь даже самому Биллу Гейтсу... 

Мегатис

 

<вверх>

 Сopyright (C) 2000-2009 Гольверк Ася, Хаймин Сергей