Виртуальная
  Европа

Германия

|  Замки  |  Мозаика |  История  |  Национальная кухня   |  Статьи  |  

  Home - ГерманияИстория

Страны

 • Австрия
 • Албания
 • Андорра
 • Бельгия
 • Болгария
 • Босния и Герцеговина
 • Ватикан
 • Великобритания
 • Венгрия
 • Германия
 • Греция
 • Дания
 • Ирландия
 • Исландия
 • Испания
 • Италия
 • Латвия
 • Литва
 • Лихтенштейн
 • Люксембург
 • Македония
 • Мальта
 • Монако
 • Нидерланды
 • Норвегия
 • Польша
 • Португалия
 • Румыния
 • Сан-Марино
 • Сербия и Черногория
 • Словакия
 • Словения
 • Финляндия
 • Франция
 • Хорватия
 • Чехия
 • Швейцария
 • Швеция
 • Эстония
 
 

HotLog

 

История Германии 

Петр Дамиани (1007 - 1072 гг.)

    Петр Дамиани - итальянский церковный деятель, теолог, философ, писатель, аскет. Представитель ранней схоластики, возглавлял монастырскую школу в Равенне в Северной Италии; епископ, затем - кардинал. По главному вопросу схоластики - об отношении веры и разума - заявлял, что разум ничтожен перед верой, а философия может быть только "служанкой богословия". Утверждал всемогущество Бога и Его ничем не ограниченной воли, недоступной человеческому сознанию. Сторонник теократической программы подчинения светской власти государей духовной власти римских пап.

Папа Григорий VII

    Григорий VII, в миру Гильдебранд, папа римский в 1073 - 1085 годах. Перед своим избранием папой более 20 лет служил в римской курии, исполняя функции главы финансового ведомства, папского легата, кардинала. Уже тогда стал лидером сторонников церковной реформы и оказывал огромное влияние на деятельность пап. Именно под его нажимом Латеранский собор 1059 года принял решение о том, что папа должен избираться только кардиналами, светские же властители от этих выборов отстраняются. Григорий VII выступал против симонии, за строгий целибат духовенства. Главную причину тогдашнего упадка церкви он видел в подчинении ее светским властям. Став папой, Григорий VII принялся энергично осуществлять свою программу независимости церкви от светских властей и главенства власти папы, то есть доктрину папской теократии. Наиболее полно и систематично эта доктрина изложена Григорием VII в его "Диктате папы", написанном в 1075 году. В 27 пунктах этого документа утверждалось, что только римский папа является главой церкви, что его не может судить никто из людей. Только папа имеет право короновать императора и даже свергать его. Более того, папа может освобождать подданных неправедного императора от присяги верности ему.

    Наиболее решительные шаги в борьбе за независимость церкви от светской власти Григорий VII предпринял в борьбе за инвеституру. К тому времени духовенство фактически было включено в феодальную иерархию, было обязано выполнять ряд государственных повинностей. Короли рассматривали епископов и аббатов как своих вассалов. Выражением этого была церемония светской инвеституры при введении в должность высших должностных лиц, когда епископы и аббаты приносили клятву верности королю как своему сюзерену и получали от него кольцо и посох как символы пастырского служения и светского главенства в их владениях. При этом нарушалось каноническое право, по которому епископы и аббаты должны были избираться только духовными лицами. В 1075 году Григорий VII запретил любым представителям светской власти (императору, королям, герцогам, графам и др.) под угрозой отлучения от церкви давать инвеституру священнослужителям. Поскольку германский король Генрих IV продолжал назначать епископов и аббатов, Григорий VII направил ему письмо с изложением своих взглядов на инвеституру. В ответ Генрих IV в 1076 году созвал в Вормсе собор германских епископов, который объявил папу низложенным. Тогда Григорий VII осуществил на деле предписания "Диктата папы" - отлучил короля от церкви и освободил его подданных от присяги на верность. В Германии сложилась неблагоприятная для Генриха IV обстановка - воспользовавшись конфликтом, германские князья потребовали, чтобы в течение года король добился от папы снятия отлучения, в противном случае они выберут себе другого короля. Генрих IV вынужден был просить прощения у папы в замке Каносса. В дальнейшем, разгромив своих основных противников, Генрих IV снова пошел на обострение конфликта с папой. Он снова объявил Григория VII низложенным, а Григорий VII вторично отлучил короля от церкви. Генриху IV удалось захватить Рим. Григорий VII бежал в Солерно, где и скончался. Однако борьбу за инвеституру продолжили преемники Григория VII и Генриха IV. Закончилась она заключением Вормсского конкордата.


    Григорий VII пытался навязать свою волю и другим европейским монархам, но, в основном, безрезультатно. Его преобразования в церковной жизни часто называют грегорианской реформой, имевшей незавершенный характер.

Клюнийское движение

    Клюнийское движение - движение за реформу монашеской жизни и церкви, центром которого было Клюнийское аббатство. Это движение возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Главное требование Клюнийского движения к жизни монахов - строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского; особое внимание уделялось длительному и торжественному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры Клюнийского движения осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов. В ходе Клюнийского движения сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни. Монахи реформированных монастырей именно ему давали обет послушания, он считался аббатом всех монастырей конгрегации. Для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри. Если в начале XI века насчитывалось около 30 клюнийских монастырей, то в первой половине XII века - уже более 1000. Строго централизованная, с фактически монархическим управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти.

Каносса

    Каносса - замок в Северной Италии, близ Пармы, где в январе 1077 года произошла встреча папы римского Григория VII и германского короля Генриха IV. Мощно укрепленный замок, окруженный тремя рядами стен, принадлежал тогда маркграфине тосканской Матильде, ярой стороннице папы, и послужил надежным укрытием Григорию VII. Отлученный от церкви папой в ходе борьбы за инвеституру, Генрих IV прибыл в Каноссу просить Григория VII снять отлучение. По сообщению ряда хронистов и самого Григория VII, король простоял перед внутренней стеной замка босой и в рубище три дня. После этого папа разрешил допустить его к себе. После унизительного вымаливания королем прощения Григорий VII снял свое отлучение.

    Каносса еще раз была использована сторонниками папства в ходе продолжавшегося конфликта с Генрихом IV. Маркграфиня Матильда помогла бежать в Каноссу из заточения в Вероне оапальной супруге короля Евпраксии (дочери киевского князя Всеволода Ярославича). Папа Урбан II использовал показания Евпраксии для обвинения Генриха IV в безнравственности.

Вормский конкордат 1122 года

    Это соглашение между папой римским Калликстом II и германским королем Генрихом V представляет собой грамоту папы и грамоту короля. Вормсский конкордат явился итогом борьбы за инвеституру, начатую еще Григорием VII и Генрихом IV. По Вормсскому конкордату, обе стороны даровали друг другу истинный мир, король обязался вернуть папе и местным церквам захваченное в ходе конфликта имущество. Устанавливалось, что епископы и аббаты в Германском королевстве избираются только высшим духовенством. Из светских лиц на выборах имеет право присутствовать только король или его представитель, вмешательство его в выборы допустимо лишь в случае серьезных разногласий среди духовенства. По условиям Вормсского конкордата после избрания епископа и аббата следовала двойная инвеститура: светская (король вручал скипетр - символ власти над землями епископства или аббатства) и духовная (архиепископ вручал кольцо и посох как символы духовной власти и пастырского служения).

    Будучи в определенной мере компромиссом между папством и королевской властью в Германии, Вормсский конкордат был знаком победы папы и церкви - он восстанавливал практику избрания епископов и аббатов самим духовенством, значительно ограничивал вмешательство светских властей в церковные дела.

Назад

<вверх>

 Сopyright (C) 2000-2009 Гольверк Ася, Хаймин Сергей