Виртуальная
  Европа

Италия

|  Замки  |  Мозаика |  История  |  Национальная кухня   |  Статьи  |  

  Home - ИталияИстория

Страны

 • Австрия
 • Албания
 • Андорра
 • Бельгия
 • Болгария
 • Босния и Герцеговина
 • Ватикан
 • Великобритания
 • Венгрия
 • Германия
 • Греция
 • Дания
 • Ирландия
 • Исландия
 • Испания
 • Италия
 • Латвия
 • Литва
 • Лихтенштейн
 • Люксембург
 • Македония
 • Мальта
 • Монако
 • Нидерланды
 • Норвегия
 • Польша
 • Португалия
 • Румыния
 • Сан-Марино
 • Сербия и Черногория
 • Словакия
 • Словения
 • Финляндия
 • Франция
 • Хорватия
 • Чехия
 • Швейцария
 • Швеция
 • Эстония
 
 

HotLog

 

История Италии.

История Италии восходит к доримским временам – 8–7 вв. до н.э. Этруски, жившие в районе между реками Арно и Тибр, греки, поселившиеся в Сицилии и на юге Апеннинского п-ова, создали цивилизации, развивавшиеся в городах. И в наши дни итальянский крестьянин обычно считает себя неразрывно связанным с ближайшим городом (municipio), продолжая традиции, складывавшиеся из поколения в поколение.

Римский период. 

Даже после возвышения Рима города во многом сохраняли свою местную специфику и влияние. Республиканский Рим был, по существу, конфедерацией самоуправляющихся городов. Утрата самостоятельности городов началась в период правления императора Адриана (117–138 н.э.), когда города стали приходить в упадок.

В конце 3 в. н.э. Римская империя оказалась под угрозой распада под напором варваров. Во время правления Диоклетиана (284–305 н.э.) и Константина Великого (306–337 н.э.) она превратилась в бюрократическую монархию. После переноса столицы в Константинополь в 330 стала расти роль восточной части империи, тогда как западная ее часть постепенно деградировала.

Вторжения варваров и усиление влияния церкви. 

В период империи росло число приверженцев христианской церкви и усиливалось ее влияние. В 4 в. христианство стало государственной религией. В годы правления императора Феодосия (378–395) язычество и ересь стали рассматриваться как преступление против государства. После смерти Феодосия империя фактически разделилась на Восточную империю со столицей в Константинополе и Западную империю со столицей в Риме, но этот раскол наметился еще во времена Диоклетиана. Западная империя часто подвергалась нашествиям варварских племен. В 476 Одоакр, предводитель одного из наемных германских отрядов на римской службе, низложил императора Ромула Августа, и Западная Римская империя перестала существовать.

В 493 предводитель остготов Теодорих по поручению византийского императора убил Одоакра и был провозглашен остготским королем. Позже император Юстиниан (527–565) вновь завоевал территорию Италии, и в 553 она целиком перешла под контроль Восточной Римской империи. Однако набеги варваров не прекращались, на этот раз особенно активизировались ломбарды, или лангобарды. Это германское племя, первоначально обитавшее на берегах Эльбы в северной Германии, во второй половине 2 в. переселилось в район Среднего Дуная, а затем двинулось по направлению к Италии. В 568, спустя три года после смерти императора Юстиниана, лангобарды устремились в Италию и заняли обширные равнины между Альпами и Апеннинами – область, которая с тех пор называется Ломбардией. Они избегали контактов с Восточной Римской империей, как это делали остготы, и захватили римские поместья. Римская цивилизация, уцелевшая от предыдущих вторжений варваров, на этот раз понесла роковые потери. В начале 7 в. лангобарды завоевали всю территорию Апеннинского п-ова, кроме земель вокруг Равенны, Рима и Неаполя и на крайнем юге, которые все еще управлялись представителями императора. Само Ломбардское королевство было объединено весьма слабо, и в дальнейшем лангобарды не предпринимали никаких попыток распространить свою власть на всю территорию Италии.

По

мере того как император утрачивал свой авторитет и влияние, возрастало значение церкви. При папе Григории Великом (590–604) католическая церковь упрочила свою светскую и духовную власть. Вынужденный вести переговоры с лангобардами, Григорий стал подлинным правителем Рима и окрестных земель. В то же время он претендовал на роль главы католической церкви всей Европы, хотя ему не удалось полностью подчинить себе франкских епископов.

В 725, когда византийский император Лев Исавр (717–741) попытался повысить налоги и запретил помещать изображения святых (иконы) в церквях, между государством и церковью возникли серьезные разногласия. В возникшем конфликте папа отстаивал не только каноны католицизма, но и независимость Италии. Лангобарды, не вмешиваясь в этот спор, решили воспользоваться создавшимся положением и урезать власть императора. Рим удалось спасти только благодаря тому, что лангобарды были обращены в католицизм. К 751 от былой империи остались только город Рим и греческие провинции на крайнем юге Апеннинского п-ова. Папа все еще признавал верховную власть императора, но не считался с его иконоборческой политикой.

Папы обратились за помощью к франкам, и Пипин Короткий предпринял два успешных похода против лангобардов в 754 и 756. После второго похода Пипин вынудил лангобардов уступить папе территорию центральной Италии, простиравшуюся от Рима до Равенны. Эти земли, названные «даром Пипина», впоследствии стали ядром независимой области, управлявшейся папами (позже – Папской области).

Вскоре лангобардам удалось завоевать большую часть этой области, и в 773 папа Адриан I призвал на помощь Карла – сына и преемника Пипина Короткого. Карл Великий вступил в Италию, разгромил лангобардов и в 774 объявил себя их королем, а «дар Пипина» был восстановлен. В 800 папа Лев III провозгласил Карла императором. Была образована империя, связанная с Римско-католической церковью. Однако уже на протяжении жизни трех следующих поколений империя Каролингов распалась на три отдельных королевства. Хотя императорский титул в Италии еще некоторое время существовал, в следующем столетии произошло крушение политической власти и почти все экономические связи были прерваны.

Средние века. 

В течение полувека на территории Италии царил хаос. Влиятельная знать препятствовала объединению под властью лангобардов или папы; в то же время сарацины захватили Сицилию и совершали опустошительные набеги на южные районы Апеннинского п-ова. В 951 германский король Оттон Великий вторгся в Италию и был коронован как император Священной Римской империи. Созданная Оттоном, Священная Римская империя рассматривалась как возрождение империи Каролингов, а как последняя считалась наследницей древней Римской империи.

Население средневековой Европы унаследовало две великие традиции античного Рима: универсальную церковь и универсальное государство. Первой правил папа, второй – Карл Великий, а теперь Оттон. Однако попытка править одновременно и Германией и Италией не увенчалась успехом, хотя правители Германии не оставляли намерения установить власть над Италией. Эта цель оказалась недостижимой, и любые усилия в данном направлении препятствовали установлению контроля над самой Германией. Почти сто лет – со времени коронации Оттона Великого и до смерти Генриха III в 1056 – императоры вступали в конфликты с папами, претендуя на управление всем христианским миром, и одерживали верх. Последующая борьба между папами и императорами не прекращалась более двухсот лет и завершилась ликвидацией императорской власти.

В дальнейшем ситуация на территории Италии осложнилась в связи с вторжением норманнов в южную часть Апеннинского п-ова. Оно началось с высадки в Салерно отряда норманнских рыцарей, возвращавшихся домой после паломничества. В 1059 во время вспыхнувшего в Риме мятежа папа Николай II был вынужден предоставить одному из предводителей норманнов Роберту Гвискару во владение земли, захваченные им на юге Апеннинского п-ова.

Конфликт между церковью и государством перерос в борьбу как за духовные, так и за материальные ценности. Многие служители церкви были зажиточными землевладельцами, сохранявшими, однако, верность императору. Правда, в прошлом сами императоры смещали пап и выбирали их преемников. В то же время папство отстаивало главенство духовной власти над властью мирской. Вормский конкордат (1122) утвердил разделение формальных церемоний. Император при избрании епископов и аббатов должен был вручать им атрибуты светской власти, а папа наделял императоров короной и скипетром. Однако на деле императоры не имели реальной власти, и их коронация носила формальный характер.

В борьбе с императорской властью пап поддерживали города Ломбардии. Благодаря резкому увеличению оборота международной торговли с середины 11 в. итальянские города начали быстро расти, а с середины 12 в. ломбардские города стали центрами торговли и промышленности. По мере экономического роста у этих городов возникало стремление к политическому господству. После ожесточенной борьбы города объединились в Ломбардскую Лигу и добились почти полного самоуправления, зафиксированного в Констанцском мирном договоре (1183). Ослабление влияния императора способствовало усилению папской власти. Однако папы понесли тяжкий урон, когда император Генрих IV (1190–1197) одержал победу над сицилийской феодальной знатью, которую поддерживал папа. В результате папа утратил светскую власть почти над всей Папской областью, кроме Римского герцогства.

Именно тогда папой стал Иннокентий III, и его понтификат (1198–1216) ознаменовался наибольшим усилением не только духовной, но и мирской власти. Он боролся с императорами, дважды отлучал от церкви Оттона IV (правившего в 1198–1215) и заключил союз с Фридрихом II (правившим в 1212–1250), который после смерти Иннокентия начал борьбу с папством и с ломбардскими городами. В период с 1254 по 1273 не было общепризнанного императора Священной Римской империи, и папство, наконец, восторжествовало, потому что, хотя и временно, ослабило имперскую власть. Папы почти полностью утратили власть над правителями Франции и Англии, но сумели воспрепятствовать объединению Италии под властью императора. Италия оставалась в состоянии раздробленности еще пять столетий.

Тем не менее в 14 в. папская власть начала ослабевать, особенно в период с 1309 по 1376, когда папы пребывали в Авиньоне под контролем французского правительства. Только в 1377 они, наконец, вернулись в Рим, где почувствовали себя хозяевами: страна была разобщена, и политические силы не могли успешно противостоять папской власти. Папы оставались независимыми главами церкви, хотя и со строго ограниченной властью.

Продолжение

<вверх>

 Сopyright (C) 2000-2009 Гольверк Ася, Хаймин Сергей